Поморский реставратор ч.3 Команда и «Зачем тебе это нужно?»

Сейчас вы прочитаете третью часть интервью с Виктором Петровичем Дрёниным — плотником-реставратором из с.Нёнокса на Белом море. В предыдущих частях он рассказал о том, как он попал в реставрацию и как организовывается реставрационная деятельность на объектах деревянного зодчества. В этой же части Виктор Дрёнин рассказывает о том , как формировалась команда реставраторов храмового ансамбля с.Нёнокса и почему люди выбирают именно этот род деятельности.

“ Володя, главное чтоб тебе это надо было” 

НВ. Вы говорите, что в этом методе 1  заложено  традиционное начало, но ведь традиционное начало заложено и в том, как работает команда. Что такое команда в вашем реставрационном деле?

Сейчас я думаю, что это что-то сродни отношениям, которые были у мастеров прошлого. Вот, например, говорят про ученичество, а оно  возможно лишь когда ученик оказывается свидетелем ремесла. Понимаете, здесь очень важно буквально все: он должен постоянно видеть как держит топор мастер, вот здесь, в течение достаточно длительного времени. А когда один лидер и собрались, простите меня, совсем из разных сфер, ну да, можно назвать учениками, можно.  Александр Владимирович2 считает, что у него нет учеников, это такое желание остаться индивидуальностью, в одиночестве остаться. Поэтому, я не называю себя его учеником, раз человек не хочет, значит не надо настаивать.

НВ. Так что, все-таки, определило ту слаженность, как сложилось это понимание друг друга?

Понимание ремесла должно быть прежде всего зачем?  Вот мой старый сотоварищ говорит: 

“Я работаю ради старушек, чтобы  им храм поставить “

А Попов отвечает ему: 

“ Володя, главное чтоб тебе это надо было” 

Прежде всего это должно быть нужно каждому. А насколько подходит, это была адаптация, которая в каждом коллективе есть. Она здесь происходила часто вынужденно, да, но все-таки, мы были из одной сферы. Что касается москвичей, вот первое поколение, у нас было примерно одно стремление, у кого больше было другого стремления — тот отсеивался раньше

НВ. А что это за стремление, как вы можете о нем рассказать. С чем его можно сравнить?

Сложно сказать, у всех оно с оттенком. Вот я полностью согласен с Александром Владимировичем, что мне это надо,  мне лично это надо, это моя жизнь, я ее хочу так прожить. А уж потом общественная значимость, потом или где-то вровень. Я не ради кого-то здесь работаю и даже не ради чего-то, я работаю здесь ради себя. И считаю это очень важным. Попов в этом случае нашел это решение у Экклезиаста. Вот сегодня, сейчас, вот это сегодняшняя жизнь, она имеет смысл. А завтра у тебя все сгорит и ничего этого не будет, а это, говорит, твоя жизнь прожитая.

Кто-то говорит: 

“Я работаю ради детей” 

Ну а ты свою жизнь как-то можешь определить? Ведь она  тоже не бесцельна. Дети будут тоже своей жизнью жить. Если они тоже ради детей будут работать  — нет. Это ложный посыл, ложное представление о смысле жизни. А это вот жизнь, сегодня и сейчас, каждую секунду.  И вот это всем подходило , понимаете?

Спрашивают, когда и как собиралась команда. Те, кто пришли сначала — пришли и разошлись, кто-то по характеру, у кого-то дети. Жизнь расставила все на свои места, вот тоже, старый  товарищ архитектор-реставратор Михаил Юрьевич Матвеев, он здесь жил, и у него пошло: жена, ребенок годовалый. Потом надо в детский сад, становится уже понятно, что здесь уже надо выбирать, принимать собственное решение. Или вот семья начинает диктовать свои правила, нужды семьи, вот. 

Знаете, в труде была самая жизнь. Как говорил Василий Васильевич:

“А старые мастера: молились да работали, работали да молились, ни телевизора ни радио»

Вот вот, примерно  также в первые годы мы и жили. Собственно говоря, я сейчас так и живу, вот. В этом все: и отдых, и хобби, и творение, и общественная значимость, и эстетика, и восхищение, ну, все. Все в этом деле сконцентрировалось, и история,и  археология, это богатейшая вещь такая интересная — свой мир, своё время. Вот на этом все сошлись.

Потом, с течением времени, появились потребности в деньгах, жили трудно. Первые годы, конечно, ничего, а потом, после девяностых , после девяносто пятого года, по схеме финансирования Александр Владимирович (чудо!) опять судьбою выбил последнее финансирование от заместителя министра очередного финансов. А дальше  финансирование прекратилось совсем, я остался здесь один. Александр Владимирович был вынужден уйти отсюда , в смысле из мастерской, я остался просто так, со всеми .

[ В.П.Дрёнин с.Нёнокса Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018» собиратель Свешникова Н.В]

Предыдущие части интервью:

__________

  1. здесь речь идёт о реставрационном методе переборки подробнее вы можете о нём узнать во второй части интервью с Виктором Дрёниным
  2. архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Лауреат Государственной премии РСФСР 1991 года в области архитектуры. Аттестован Министерством культуры РФ как архитектор-реставратор высшей категории. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению строительных наук

Написать комментарий