Сейчас вы прочитаете третью часть интервью с Виктором Петровичем Дрёниным — плотником-реставратором из с.Нёнокса на Белом море. В предыдущих частях он рассказал о том, как он попал в реставрацию и как организовывается реставрационная деятельность на объектах деревянного зодчества. В этой же части Виктор Дрёнин рассказывает о том , как формировалась команда реставраторов храмового ансамбля с.Нёнокса и почему люди выбирают именно этот род деятельности.
НВ. Вы говорите, что в этом методе 1 заложено традиционное начало, но ведь традиционное начало заложено и в том, как работает команда. Что такое команда в вашем реставрационном деле?
Сейчас я думаю, что это что-то сродни отношениям, которые были у мастеров прошлого. Вот, например, говорят про ученичество, а оно возможно лишь когда ученик оказывается свидетелем ремесла. Понимаете, здесь очень важно буквально все: он должен постоянно видеть как держит топор мастер, вот здесь, в течение достаточно длительного времени. А когда один лидер и собрались, простите меня, совсем из разных сфер, ну да, можно назвать учениками, можно. Александр Владимирович 2 считает, что у него нет учеников, это такое желание остаться индивидуальностью, в одиночестве остаться. Поэтому, я не называю себя его учеником, раз человек не хочет, значит не надо настаивать.
НВ. Так что, все-таки, определило ту слаженность, как сложилось это понимание друг друга?
Понимание ремесла должно быть прежде всего зачем? Вот мой старый сотоварищ говорит:
“Я работаю ради старушек, чтобы им храм поставить “
А Попов отвечает ему:
“ Володя, главное чтоб тебе это надо было”
Прежде всего это должно быть нужно каждому. А насколько подходит, это была адаптация, которая в каждом коллективе есть. Она здесь происходила часто вынужденно, да, но все-таки, мы были из одной сферы. Что касается москвичей, вот первое поколение, у нас было примерно одно стремление, у кого больше было другого стремления — тот отсеивался раньше
НВ. А что это за стремление, как вы можете о нем рассказать. С чем его можно сравнить?
Сложно сказать, у всех оно с оттенком. Вот я полностью согласен с Александром Владимировичем, что мне это надо, мне лично это надо, это моя жизнь, я ее хочу так прожить. А уж потом общественная значимость, потом или где-то вровень. Я не ради кого-то здесь работаю и даже не ради чего-то, я работаю здесь ради себя. И считаю это очень важным. Попов в этом случае нашел это решение у Экклезиаста. Вот сегодня, сейчас, вот это сегодняшняя жизнь, она имеет смысл. А завтра у тебя все сгорит и ничего этого не будет, а это, говорит, твоя жизнь прожитая.
Кто-то говорит:
“Я работаю ради детей”
Ну а ты свою жизнь как-то можешь определить? Ведь она тоже не бесцельна. Дети будут тоже своей жизнью жить. Если они тоже ради детей будут работать — нет. Это ложный посыл, ложное представление о смысле жизни. А это вот жизнь, сегодня и сейчас, каждую секунду. И вот это всем подходило , понимаете?
Спрашивают, когда и как собиралась команда. Те, кто пришли сначала — пришли и разошлись, кто-то по характеру, у кого-то дети. Жизнь расставила все на свои места, вот тоже, старый товарищ архитектор-реставратор Михаил Юрьевич Матвеев, он здесь жил, и у него пошло: жена, ребенок годовалый. Потом надо в детский сад, становится уже понятно, что здесь уже надо выбирать, принимать собственное решение. Или вот семья начинает диктовать свои правила, нужды семьи, вот.
Знаете, в труде была самая жизнь. Как говорил Василий Васильевич:
«А старые мастера: молились да работали, работали да молились, ни телевизора ни радио»
Вот вот, примерно также в первые годы мы и жили. Собственно говоря, я сейчас так и живу, вот. В этом все: и отдых, и хобби, и творение, и общественная значимость, и эстетика, и восхищение, ну, все. Все в этом деле сконцентрировалось, и история,и археология, это богатейшая вещь такая интересная — свой мир, своё время. Вот на этом все сошлись.
Потом, с течением времени, появились потребности в деньгах, жили трудно. Первые годы, конечно, ничего, а потом, после девяностых , после девяносто пятого года, по схеме финансирования Александр Владимирович (чудо!) опять судьбою выбил последнее финансирование от заместителя министра очередного финансов. А дальше финансирование прекратилось совсем, я остался здесь один. Александр Владимирович был вынужден уйти отсюда , в смысле из мастерской, я остался просто так, со всеми .
В.П.Дрёнин, с.Нёнокса. Архив экспедиции лицея им. В.И. Вернадского «Русский север 2018», собиратель Свешникова Н.В.
Предыдущие части интервью:
__________
- метод реставрации полной переборкой: подробнее о нем во второй части интервью
- Александр Владимирович Попов — архитектор-реставратор, стоявший у истоков реставрации храмов Нёноксы