Беседы об истории Усть-Утки. Часть 1: Пристань

Усть-Утка — село Пригородного района Свердловской области, расположено на реке Чусовой при впадении в нее реки Межевая Утка, в 65 км. от Нижнего Тагила. На другом берегу Межевой Утки находится деревня Баронское. Население обеих деревень — около 170 чел. (2010)

ГА: Конечно, пристань раньше была не в таком виде. Вон там Баронское деревня, а выше Баронского, там плотина, и Утка была перегорожена – была там мельница, но когда баркам плотина мешала проходить, они сделали ворота к правому берегу, к левому берегу сделали ворота, и барки стали проходить, и вон сейчас с того мыса выходили.. первые барки шли, там шли, потом входили в Утку… сейчас там заметно что был проход, его завалили, правда, недавно за ненадобностью.. А там остался проход, а потом стало неудобно, потому что Утка она позднее проходила … и здесь сделали гавань.. ну не гавань, а небольшой канал провели, чтоб ходили барки в Чусовую. Потом делали гавань.. велели весною … вот так пристань и существовала, потом сделали еще сухую гавань.. там строили барки… вообще барки строят по всему побережью… там, от могильника начиная и до восьмого дома, там восьмой дом последний где — строили барки. Там было удобное место, ровное, там и строили барки…и вот здесь барки грузились. Возили на ко́нях и был порядок: если наш приедет мужик за чем-то в Тагил, то его обратно загрузят металлом, тагильский приехал сюда с металлом, его пустым обратно не пошлют – загрузят. Порядок был хороший …

Так вот, шли барки, вот как в порту гавань ту построили – сухая гавань называется, барки перестали строить везде, только вот в той гавани.. гавани всегда были сухие – их заливали только на погрузки барок: ворота открывались – закрывались, за три часа воды набиралось в пруд – барки подня́ло, и выводили барки в мокрую гавань – а тут грузили , а мокрая гавань глубокая была (тут меньше глубина) а мокрая гавань она глубокая была, и тут везде стояли барки грузились, до 50 барок загружали , каждая барка – 40-50 метров. Так и стояли на 2.5 километров…

Шлюзы были сверху на плотине, два километра наверх, а потом новые чуть ближе сделали.. Но не накапливали воду, в любое время можно было – там добавить надо воды – шлюзы перекрыли – вода сколько надо, столько и пошла – хоть вся вода могла туда уйти…

Длина гавани 700 метров, она вся идет вдоль Утки.

— А я вот слыхал слово такое – «спишка».

ГА: Спишка барок – это сталкивание барок… прямо на кромке строят барку, а потом их сталкивают, а чтоб не сталкивать построили эту гавань.. построят гавань, воду подымят, выгонят и все…

— А гавань эта каких годов?

ГА: Эту гавань, вот, провели, я не скажу в каком, но на старом плане, её ещё нету … это – 1771 , а та еще позднее построена была – 1869-70 наверное, на втором плане той гавани еще не было это была просто часть пруда…

…Барки в течение трех дней загружались и плыли, до Перми наши экипажи ходили… там до пяти человек бурлаков, сплавщик и водолив, ну водолив это боцман — отвечает за металл, а сплавщик это капитан – отвечает за людей и за безопасный проход шлюзов.

— И они все местные были?

ГА: Сплавщики, водоливы – все местные, а бурлаки – часть местных. В основном местные были так называемые «подгубщики» , то есть на каждой барке сидели, сидели четыре – впереди два весла и сзади два весла , так вот , чтобы правильно направить – команду вовремя принять , правильно принять … там , например, направо – то подгубщик сразу заводит куда надо, а эти остальные ему помогают уже грести. А то приходили многие из тех губерний, что такое право–лево не знали, делали сено, на другую сторону солому , «На сено» — туда закидывает « На солому» — сюда … до сих пор старики, скажешь что-то не так – «ой ты сено-солома»…

  • Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У36

Написать комментарий