РЕСТАВРАЦИЯ ИЛИ РЕМОНТ: ВОПРОС СОХРАНЕНИЯ ЖИЛЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ПОСТРОЕК В ДЕРЕВНЯХ И СЁЛАХ РУССКОГО СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ С.ВЕРКОЛА

Текст доклада Серафимы Косоплечевой, включенный в программу III международного форума «Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества». 2-4 сентября 2021 г., г. Петрозаводск – о. Кижи

В сообществе людей, которые занимаются сохранением культурного наследия, часто возникает этическая проблема: нужно ли регламентировать деятельность людей относительно архитектурных объектов, которые несут культурную и историческую ценность, если они находятся в частной собственности? Мы знаем множество примеров, когда памятники архитектуры теряют свою ценность из-за ремонта или некачественной реставрации. К сожалению, чаще всего эти постройки не имеют статуса объекта культурного наследия, из-за чего влияние на их владельцев практически невозможно. Однако есть места, в нашем случае это отдельное село, где сохранение архитектурного облика зданий ценится как отдельными людьми, так и сообществом в целом. В рамках работы над проектом «Веркола в прошлом, настоящем и будущем» мы проанализировали, как жители с.Веркола пытаются сохранить внешний облик села и почему научная реставрация часто становится невозможной в условиях жизни российских сел и деревень.

Старинное село Веркола находится в Пинежском районе Архангельской области, в 2018 году включено в ассоциацию «Самые красивые деревни России». Когда-то в этом селе родился знаменитый на Севере писатель Федор Абрамов, после его смерти в Верколе основали «Литературно-мемориальный музей Ф.Абрамова», который сейчас выполняет множество задач по сохранению истории и культуры с.Веркола. В 1988 году был создан Веркольский ландшафтный заказник. В основном село живет за счет туризма, которым занимаются как частные организации, так и бюджетные. Однако присвоенные статусы никак не влияют на сохранение архитектурного ландшафта Верколы. Хотя сами жители стараются поддерживать «деревянный облик» села и гордятся им.  (слайд 5) В Верколе сохранилось большое количество как жилых, так и хозяйственных деревянных построек, архитектурные решения которых свойственны классической архитектуре Русского Севера и пинежья в частности  XIX-нач.XX веков. Если присмотреться к таким домам, зайти внутрь, то станет понятно, что жилыми остаются только те, которые полностью переделаны под нужды современного жителя села и сохранили только свой фасад.. А те дома, которые сохранили внутри своё устройство становятся нежилыми и постепенно разрушаются. Соответственно, в старинных домах, где сейчас живут люди, мы сталкиваемся с явлением, которое я бы назвала «народная реставрация». Это попытка сохранить внешний облик дома, его архитектурную историю, но при этом сделать его пригодным и комфортным для круглогодичного проживания, всё это, конечно, делается самими собственниками без особенных исследований и подготовки.  И тут появляется вопрос из области этики: должна ли проводиться научная реставрация для таких построек, при том, что научно отреставрированный дом, скорее всего, сразу переходит в разряд музейного. Или же важнее стремиться к возрождению и сохранению жизни в деревнях и, тогда, уступать место ремонту подобных объектов. В нашей работе нас интересует мнение на этот счет не только сообщества реставраторов, искусствоведов и этнографов но, в первую очередь, местных жителей.

Мы поговорили с веркольцами и рассмотрели несколько примеров восстановления старинных домов силами местных жителей. Для начала рассмотрим гостевой дом «Татьянина изба» — это первый веркольский гостевой дом, основанный в 2000-х годах, в то время, когда архитектурная ценность села только начала осознаваться местными жителями. Это дом купцов Фёдоровых, построенный во второй половине XIX века.

 При покупке дом был в очень плохом состоянии, а местные жители высказывали недовольство, они не понимали зачем в Верколе нужен гостевой дом и кто туда поедет, а новая хозяйка уже видела культурную ценность в их обыденности.  Однако о реставрации с самого начала не было и речи потому что это очень дорого для частного дома, а объектом культурного наследия дом не являлся. Однако хозяйка, при поддержке местных жителей, которых она брала на работу, и сделала комфортные условия для проживания в и сохранила внешний облик и аутентичные детали. При этом она стала одной из первых в селе, кто настаивал на том, что надо сохранить именно этот внешний облик. В итоге владелица постаралась поменять только самое необходимое: перекрыли крышу, сделали водопровод, канализацию, поменяли проводку, перестроили полностью разрушенную заднюю часть дома.  И для местных жителей, и для туристов такая «реставрация» воспринимается как правильная, как сохранение наследия. Ведь дом живет и действует, и при этом спасён от разрушения.  Сейчас в доме есть все самые комфортные условия для проживания туристов и при этом дом стилизован «под старину».  

Следуюший пример — это гостевой дом  «В Пекашино». Это бывший дом известного ранее в Верколе рода Ставровых, построенный в 1896 году и  купленный около 9 лет назад энтузиастом из Москвы для того, чтоб начать делать в нем второй гостевой дом в Верколе. ( на фото гостевой дом сейчас и до восстановления, фото И.А.Чекалина)

Когда дом покупался он был в довольно плохом состоянии: в советское время в нем был детский сад. Снаружи дом был обит, изнутри обклеен слоями обоев и не один раз покрашен краской прямо по деревянным стенам. Хозяин этого гостевого дома стремился максимально обновить дом и сделать гостиницу «по европейским стандартам», но при этом сохранить внешний облик дома приближенным к традиционному. Путь восстановления этого дома был сложным: в начале была попытка полностью переложить и отреставрировать заднюю, хозяйственную часть дома, но это оказалось слишком дорого и её полностью перестроили из нового дерева.

В итоге была снята обшивка, очищены стены, полы и потолки, полностью поменяны косяки и рамы окон, при этом они были скопированы со старых примеров, перекрыта крыша, проведено дополнительное отопление, канализация, водопровод. Работал над восстановлением дома местный плотник по традиционным для него и его семьи технологиям: в основном ручным инструментом, но многое было сделано не в традиции, а так, как удобно. Сам плотник считает, что старые мастера делали как им удобно, и не задумывались о сохранении внешнего вида в традиции. Хозяин дома старался максимально убрать все «издержки времени»: оставить старые детали и старый материал, но сделать их чистыми и «приличными». Однако как говорит сам владелец, к концу работы стало понятно, что именно эти детали приближают дом к «духу былого времени».

Итак, несмотря на то, что работа над восстановлением этого дома была приближена к реставрационной работе, итог вызывает у местных жителей и туристов двойственные ощущения. Вычищенный «до блеска» фасад не кажется жителям естественным для внешнего облика деревни, по словам одного из жителей, на нём не хватает «налёта старины». И это приводит нас к следующей проблематике: по мнению жителей, деревня принимает свой исторический облик когда сохраняются все черты времени, черты старения – как плохие так и хорошие. Веркола, и все Пинежье в целом, славится своими «черными домами» и именно они считаются традиционными, хотя, конечно, этот цвет они приобретали со временем и решение хозяина гостевого дома «В Пекашино» оставить дом светлым кажется более подходящим для создания музейного облика села.

Но не все старинные дома Верколы восстанавливаются так. В 2020 году на деньги, выделенные из регионального бюджета отреставрировали Иняхинский дом.

Этот дом, построенный почти сто лет назад, еще с 1990-х годов принадлежит Литературно-мемориальному музею Ф.Абрамова. Это единственный дом в селе, реставрация которого была спонсирована и поэтому проведена по всем правилам.

Сейчас дом используется в качестве музея, кроме постоянной экспозиции в нем поводятся выставки и другие мероприятия. Казалось бы, такого исхода можно было бы пожелать для многих домов села, но этому дому буквально повезло: его передали в руки музея, потому что это дом прототипа Иняхина, главного героя рассказа Ф.Абрамова «Последний старик деревни». Так, решение о выделении средств на реставрацию дома было принято не только из побуждений сохранить деревянное наследие, статус музейного объекта и причастности его к знаменитому писателю спасли дом от разрушения.

Однако даже в этой реставрации не обошлось без казусов. Для покраски пола и дверей реставраторы выбрали кроваво-красный, это «восстанавливало» детали дома, описанного в произведении Абрамова, решение было неоправданным и местные жители настояли на исправлении. В итоге мнения об этой работе у жителей села разделились: не все довольны найденными реставрационными решениями, а больше оценивают не сам восстановленный дом, а экспозицию, выставленную в нём сотрудниками музея.

Итак, мы рассмотрели истории восстановления трёх домов с.Веркола, которые стали знаковыми для их владельцев, для жителей села, для туристов и приезжающих исследователей. Проанализировав эти истории, поговорив с веркольцами, мы можем сказать, что в с.Веркола «народная реставрация» и обычный ремонт старинных домов играет огромную роль в сохранении культурного наследия деревни. Ведь, при невозможности провести научную реставрацию, каждый житель старается сохранить облик не только туристических мест, но и своего дома, не только для туристов, но и для своих потомков. Ведь если в доме живут, то есть возможность, что сама постройка сохранится многие на годы.  А энтузиасты, приезжающие из других мест спасают дома таким образом – выкупая разрушающиеся дома, которые никто бы уже не купил для жизни. Однако такая «реставрация» все ещё ничем не регламентируется, на людей нельзя повлиять, пока объекты, находящиеся в их собственности не имеют никакого культурного статуса, а надо ли? Этот вопрос мы с командой фонда и хотели выставить на общее обозрение.

  1. Архив проекта «Веркола в прошлом, настоящем и будущем», победителя Конкурса президентских грантов 2020, записи И023, И034,И057

Написать комментарий