Былички из Адамово. Часть 1: леший

53°26’31», 109°5’49»

Макаринино

Макаринино — село Баргузинского района Республики Бурятия, расположено на реке Баргузин в 6 км. от озера Байкал. Население около 300 чел, в основном русские.

Папа мой. Молодой еще был. Мама мне рассказывала. На белковку собирался. Раньше же ходили по сезонам, белковали, белку били. А он собрался, пошел. Мы ему говорим: «Ты не ходи, солнышко на закате». Когда солнышко на закате, нельзя в лес ходить. Ни в лес, ни на речку. Ну и он пошел. Говорит: «Я щас, быстро». Ну он шел, говорит, вышел – вроде знакомый мужчина. «Ты куда пошел?». «Белок стрелять». «Я тоже хожу, пойдем со мной». Ну и пошли. Ну он шел, шел, идут, белка стреляется, стреляют, стреляют, ему (отцу) уже и девать ее некуда. А потом, ну, мол колода такая. Запнулся он за эту колоду, упал, выругался. Он говорит, по лесу такой хохот раздался на весь лес, что он вообще шкуру ободрал, лес дремучий, он даже не знал, где он оказался. Вот отсюда он ушел до этой вот Максимихи. Вы знаете, наверное, где Максимиха? Вот он ушел, где-то в лесу Максимихи очнулся. И когда перешел реку, не узнал ничего. Куда идти не знает, но охотники куда идти знают, что, где, в какую сторону идти. По деревьям, по солнышку. Ну, он там потихоньку пошел. Потом встретил охотников, они ему показали дорогу. Вот через день домой дошел.

Вот охотники, отец даже рассказывал. На тропинке огонь разожгли. Запоздали. Сварить, чай попить. Огонь весь разбросал. И уснуть не смогли на том месте. Это хозяин ходит.

Бошарова А.И.

А я так не запомнил. Он рано умер. В 40 лет. [Дед с 1878 года – прим. соб.]. Отцу было 12 лет. А ему рассказывал не отец, а кто-то из охотников старше его. Вот такой случай был. Один молодой человек охотился и решил заночевать в свободном балагане. Юртами они тогда называли. И он подумал и спать лёг. Слышит: ветер такой, вроде как ветер. Буран поднялся. И голоса. Будто настоящий человеческий голос. Не видят этого человека, а говорит. Двое разговаривают. Один говорит: — У меня сегодня гость тут появился. Ночует. – А у меня в таком-то селе девочка родилась. Давай их поженим! Но охотнику уж сколько? Пусть хоть двадцать лет. А девочка только родилась! Ну, охотник: «Про меня они, что ли, говорят? Кто тут говорит?» Вышел он с охоты, когда закончил охоту, пошёл в то село. Проверить. Ну какая же она мне жена? А может, у него и девушка была. В двадцать лет – наверное. И проверить решил. Приходит в это село: да, действительно, в такой-то хате, в доме родилась девчоночка. И он дождался, когда родители пошли, детей оставили, пошли – кто снопы жать, кто куда там. Вот решил он её ликвидировать. И решил по животу резануть. Проходит какое-то время, он женился. Женился, живёт с семьёй. И как у него получилось, не знаю, или в баню они пошли, и он увидел у неё шрам. И спрашивает – как, что? Та отвечает: — А не помню, значит, мама мне рассказывала – ушли, оставили дома, а пришли – в таком состоянии тебя застали. И как бы это помимо нашей воли происходит. А хозяева решили за него и сделали.

Зарубин Н.А.

[Архив экспедиции «Адамово 2015» лицея №1553 им. В.И. Вернадского]

Написать комментарий