Вещий сон и счастливый конец

— Вот у меня тётка есть, невестка она мамина …. Мама была бедная, они дрова пилили, продавали потом, возили в Баргузин, чтобы поесть там ли что, жить-то надо было …Лет ей было восемнадцать, девушкой она жила у них, у евреев, в прислугах. Чистота, порядок, она горничная у них была. Стол готовила, блюда эти. Ну и говорит: «Я, значит, замкнула 1  , и вижу во сне приходит парень. Красивый такой. Красивый, бровистый, тёмный волос, кучерявый. А раньше носили папахи. Надета папаха на голове. Красный кушак подпоясанный, в руках бич этот с лошадями вращатца 2  . Дай, говорит, Прасковья, ключи, вёдра замкнуты, а мне надо лошадей напоить, а вёдер нет. Я ему подала. Подала и все черты лица его запомнила. От и до. Потому что разговаривала с ним во сне, как мы с вами». Ну и ладно. Виду не подаёт. Видела-видела, хозяйке говорит, видела такой сон, видела парня такого, ну и всё. Прошло время… Они с мамой моёй, она была его сестра, они с мамой дрова пилили, да ещё пацаны, сколько там их было, и говорит: «Ты, Кузьма, вези дрова, в Баргузин туда, вот этой женщине… Они покупали дрова… Он туда приехал. Приехал, зашёл, дрова свалил и заходит в дом. Когда в дом, говорит, зашёл, я не знаю, красна я была или бела, я не помню какой цвет лица был, потому что как он дверь открыл, я, говорит, сразу взглянула: «Вот какого я парня видела во сне! ОН пришёл!» И она говорит, я не знаю, кака я вообще была, покраснела-побелела, хозяйка заметила, говорит: «Ты что, Панна, с лица-та вся сменилася?» Она говорит: «Да ничаго». «Ну покорми, — говорит, — парня». Я, говорит, покормила, всё честь по чести. Он уехал. А у самой-то у меня в голове, говорит, ну просто всё порасстроилося… Ну он приехал домой, естественно, и говорит: «Мама, я буду сватать эту девку, которая живёт у Дубничихи-та в прислугах». «Пошёл ты к чёрту, пойдёт она за тебя!» А он был такой азартный. Боёвый. На лошадях на этих.. И вообще его девки боялись. Думали, хулиган там, плохой. А он говорит: «Пойдёт! Чё не пойдёт?» А жили они – от Читкана 3 была деревня Недорозково, это мне рассказывает бабушка моя, и Прасковья, которая с ним жила. Родители-та не то чтоб богатые, но не так как эти жили. Ну  вот он поехал сватать её. Собрались, поехали. Ну она его полюбила. Она как на него взглянула – всё! «Вот я в ложке воды бы его выпила, этого парня!»

А что означает «в ложке воды выпить»?

— Да говорит, не знаю, какой бы яд выпила, чтобы этим парнем завладеть, понимаете?.. Говорят, я бы в ложке воды с чем-то выпила, как полюбила я его… Ну и вот, значит, они приехали. Ну и естественно, говорят, дайте калым 4 за девку. Выкупайте невесту! Ну они туда-сюда, это, уехали обратно. Уехали обратно ни с чем, а она … В обшем, она его полюбила. Она говорит: «Мама, если будете вы брать с него, я убегом убегу. ». Свадьбы таковой не делали, нечем было делать. А вообще этот калым: как она говорит, у них есть там корова, у них там большая семья , и что, последнюю корову надо вывести, отдать за меня? Она говорит: «А я убегом за него убегу». И всё. Родители согласились, и они поженились. 

[ 2005 Баргузинский район республики Бурятия с.Макаринино ]

[П.Е.А. женщина 1918 г.р.]

[Фото: Лобовиков С.А.]

__________

  1. Здесь речь идет о гадании на замкнутых ведрах, которое входит в тип святочных гаданий, когда какой-либо предмет «замыкают», ставят возле кровати и ждут вещий сон. В случае с ведром — на ручку вешают замок.
  2. вращается
  3. село в Баргузинском районе Бурятии
  4. выкуп, вносимый женихом родителям невесты

Написать комментарий