Травничество и традиционная медицина с.Кузомень

Ку́зомень — поморское село Терского района Мурманской области, расположено у впадения р. Варзуга в Белое море. Население — 84 чел. (2010).

Даже наличие больницы и квалифицированных врачей не мешает людям по-прежнему обращаться к народным целителям.

Травничество – неотъемлемая составляющая часть жизни села, деревни. Даже наличие больницы и квалифицированных врачей не мешает людям по-прежнему обращаться к народным целителям. Отношение жителей к медицинским работникам варьируется от нейтрального до достаточно негативного. Это происходит из-за широко бытующего в народе представления, выразившегося в пословице «Не дал Бог здоровья, не даст и лекарь». Более того некоторые считают, что врач не только не помогает, но и может навредить человеку. Это является богатой почвой для сохранения и развития народной медицины.

Еще в начале XX века этнографы отмечали, что поморское знахарство является женским занятием:

Знахарством в Поморье занимаются почти исключительно лишь женщины, и только в исключительных лишь случаях можно встретить знахаря или колдуна мужчину. Такой знахарь обыкновенно считается главарем, самым сильным в смысле подчинения им всяких духов.

Цейтлин Т. Знахарства и поверья в Поморье. (Очерк из быта поморов) //Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 4. с.1

В Кузомени ни один из жителей не рассказал о знахаре-мужчине, но многие говорили о знакомых бабках или тетках, которые лечили заговорами и травами. Вот один из таких рассказов:

Тетка всю деревню лечила заговорами. Лечила ходила, маленьких детей мыла. В ванной мыла, ну и читала что над ними. Ну, у кого была грыжа, бывает такое.

Наибольшее распространение получило лечение от сглаза.

Поморское население силе влияние «дурного глаза» отдает чуть ли не самое печатное место. Человеку не по себе, «неможет», у него дурное настроение, он стал плохо есть, спать, работать, перестал ладить с женой, с родными, не любить своих детей и т.д., ему советуют обратиться к знахарке. Придет знахарка, посмотрит и поставит вполне точный диагноз: больного «сглазил» плохой человек, «ворог». При этом следует отметить, что в деревнях обыкновенно знают, кто из местных женщин или мужчин обладает «дурным глазом». Этих людей, конечно, берегутся, но относятся к ним далеко не враждебно, что объясняется, очевидно, тем обстоятельством, что в представлении помора этот человек сам наказан злым духом, который вдохнул в него злую волю, чтобы окружающие его люди бегали и сторонились его. Такому человеку уже не расскажут о чем-нибудь хорошем, не покажут что-либо хорошее, а всегда будут жаловаться на неудачу в делах, на плохую жизнь, нелады в семье и т.п.

Цейтлин Т. Знахарства и поверья в Поморье. (Очерк из быта поморов) //Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 4. с.1

В одном из разговоров с кузомлянами прошла тема «дурного человека». Наша собеседница говорила о злые делах одной женщины, вредящей людям, но при этом она (собеседница) относилась к плохой знахарке с большим сочувствием и жалостью, даже пожелала ей «Царствия Небесного». Это объясняется соображением о том, что человек становится «плохим» не по своей вине, а из-за бесов, которые мучают человека и приказывают ему мешать людям.

Одна из жительниц Кузомени рассказала нам историю своего чудесного исцеления от золотухи (ушной болезни):

Уши у меня болели с детства. Из ушей текло у меня. Мне тетка залечила, материна сестра. Золотого кольца поила. Золотое кольцо у нее было. И вот она его настоит, водичкой меня поила кипяченой. В водичку кольцо опустит: кипятку нальет, кольцо опустит, остынет, вот она меня поила. И прошли уши.

Также она поведала еще одну историю о кузоменской знахарке, которая сняла сглаз с младенца:

Так ребенок взял грудь через 3 месяца 10 дней. Он не брал грудь, а потом взял. Как говорят, сглазили сырого, только родился, сглазили. Вот, и боялся груди как медведя. Растянется, в палку не согнешь. Подошла вот двоюродная сестра, что-то сказала, тут же начал грудь сосать.

Также нам стала известна еще одна поразительная история лечения свища:

Я еёйному мужу, это само, вот у него, Царствие ему Небесное, открылся свич, я приезжаю как-то, ну там снимала, с детьми приезжаю, смотрю – он пошёл в магазин, а с магазина уже ребята принесли его на руках. А у него на ногах, на руках – свич образовался. Дырки. То есть, на всю семью сделана порча. На всю семью вот, кто будут мужчины, все будут погибать <…>.Одна вот ему это, листья берёзы, а ему всё равно, с той и другой стороны открылся свич на ноге. А руки, ужас. Потом вот, я как раз дочку поздравляла с днём рождения, вот и это само. А мне святые оборачивают и вот, у них, например, вот тут вот зеркало, трюмо, и на трюмо – телефон. Она говорит, вот здеся пройди – она своя, с отцом с одного места, а тут кровать. Мне святые… А мне тока вот её поздравлять, а у меня слёзы, и святые показывают сзади мне и так, что с ним делается. Ужас. Поворачивает и заставляет меня его лечить. Всё вылечила я. Только потом сказала с родника принести воду, сделать это самому, и домик, что я снимала, там зверобой, и зверобой на 17 разновидностей. Ну, такой хороший зверобой и я на язык прежде, чем что-то… И я нашла зверобой тот, который можно, вот так вот на себя взяла всю гадость вот эту слизистую, и (?) я ему все раны, всё это и вот привязывала зверобой. И говорю: вот это отвяжешь и в печку. Так голландка стреляла у него.

Несмотря на то, что некоторые кузомляне охотно делились с нами способами из народной медицины, некоторые говорили о том, что рассказывать заговоры нельзя, потому что в противном случае они не будут действовать.

  • Архив экспедиции «Кузомень 2014» лицея №1553 им. В.И. Вернадского

Написать комментарий