Современный похоронный обряд с.Адамово

О прощании живых с мертвыми и о том, как они поддерживают связь после.

53°26’31», 109°5’49»

Макаринино

Макаринино — село Баргузинского района Республики Бурятия, расположено на реке Баргузин в 6 км. от озера Байкал. Население около 300 чел, в основном русские.

Подготовка и похороны

Когда человек умирает, в доме растворяют ворота и не закрывают их, пока все не вернутся с похорон. Гроб покойнику может готовится заранее, тогда он хранится на крыше, но может быть сделан уже после смерти. Как только человек умирает, его обмывают, одевают, кладут в гроб (если гроб еще не готов, то на скамейку). Гроб делают из сухой сосны или из кедра  , в него кладут веники, стружки от гроба и подушечки из волос, класть перьевые подушки считается грехом. Раньше подушечки набивали березовыми листиками и травой. Под гроб кладут известь — чтобы избежать трупного запаха.

— А кто обмывает? 
И: Просто знают, кто этим занимается, и тех приглашают. 
ТА: Ну говорят же, родственникам нельзя. 
Т: Как вот? Как нельзя? Я считаю, на сегодняшний день, на наш, современный – это всё бизнес. Помыть – денюжку заплати… Наживаются просто, и всё.  
И: Бабушку Валю сами мыли, да.  
ТА: Ну вот тётя Люба мыла ее сама. И сама умерла потом. Плохая примета, считается.
Т: Я не знаю… Вон, Санька с Леной – дядя Юра помер, они тоже в бане вдвоем помыли, и чё? 
ТА: Я считаю, тоже греха в этом никакого нет. 
И: Я тоже ей помогала. Первый раз-то страшновато.  Так все и участвуют.

Принято, что родственники покойника мыть не могут, этим занимаются специальные люди. Обмывающих принято благодарить, дарить красивые платки, хороший чай и конфеты. Воду, которой мыли покойника, выливали на улицу в безлюдное место, чтобы на нее не наступали.

ТА: Надо сливать в одно место. В огород, где кто-то не ходит. 
И: Чтоб нога не ходила, туда сливают. Дважды. Первый раз наливала-то воду, тё Люба-то мыла её, и потом в чистой мыла ее. Протирала обязательно. 
ТА: Вот… А сама не хотела, чтобы кто-то наши мыли её. Люба, сестра, умерла когда. Говорила – я когда умру, мне не надо, чтоб меня кто-то адамовские даже мыли меня.

По традиции, тряпку же от мытья дают дерущимся людям, чтобы они переставали драться, а мыло отдают человеку с больными руками или кому-то, кто попросит его. Одежду покойного раздают бедным, если покойник долго болел, то его одежду и постель сжигают. Первые три дня после смерти покойник лежит в доме, в гробу, головой к иконке, в комнате горят свечки, в это время готовятся поминки. В угол на сорок дней кладут камень, а потом его на могилу приносят.

ЛН: Вот я была ребенком, в четвертом классе. И папа мой умер, и мы забыли камень положить. И мы спать ложимся, ребятишки ещё,  и вот стук постоянный — мы все в страхе жили. И потом мама говорит: мы забыли камень. И они унесли камень, и все успокоилось. И есть такое  это уже со мной было, вот я была ребенком и было.

Если от покойника исходит слишком резкий запах, то могут похоронить и раньше, через сутки. Усопшего обувают и одевают в одежду, которую он приготовил еще при жизни

И: Одежды вот эти вот… Чистое всё. Плавочки, майку, платье. 

ТА: Ночную рубашку, ну, сорочку, платье или костюм. 

И: Колготки женщинам в возрасте. 

ТА: Чулки или колготки. И тапочки. Ну, не тапочки – туфли мягкие или тапочки. 

— А одевают то, что она уже носила, или новое?.

И: Ну, бабушка Валя, она же внезапно, да? (умерла) Она же не отлаживала или отлаживала (т.е. не откладывала или откладывала), я не помню? 

ТА: Конечно, что носила. Хорошие же вещи висят порой. Кто-то покупает новое себе. Говорит, вот мне (когда умру, нужно будет использовать). Бабушку Тимину-то хоронили. Она тоже себе это… отложила. Наказала: вот, мне оденьте платье. Хотя их не одевают, татар. А она говорит – меня оденьте.

Женщинам на голову прилаживают платок, завязывать его нельзя. Руки и ноги связывают бинтиком, а когда на кладбище приносят, развязывают.

ТА: Когда человек умрёт, ему завязывают руки, вот так связывают (скрещенные). Верёвочкой. Ну, бинтиком. А когда на кладбище привозят, прежде чем закопать, вот ему развязывают эти руки. Почему-то. Я не знаю, почему. Это я точно знаю, что развязывают

В течение трех дней готовятся к похоронам: могилу, глубиной в 2 метра, копают любители выпить или безработные, потому что им платят за это алкоголем.

ТА: Здесь нет народу уже. Бабушку мы хоронили – мы сами копали. То есть она перед смертью… она татарка у меня, она перед смертью молитву читала, всё, каждому там, кто будет копать, денежку там… видимо, не просто так…

— Она сама дала деньги? 

Т: Да. Потому что нельзя вроде родным этим заниматься, но а кто? Нет народа. Вот вы вспомните – война, вот эти фильмы все. Не дай Бог кто-то умер — я родственник – я что, не буду хоронить? Здесь вот бабушек хоронили – дедушкину маму, сами несли и всё, тётку – тоже сами. Видите, в чем дело. Ну и она почитала молитву, бабушка, вот Авика моя, она сама распределила, кто будет копать. Сказала, вот ты, ты будешь копать. Она чувствовала, что она уходит. Вот так вот прочитала свою молитву, несколько там рублей дала.

С покойником эти 3 дня обязательно кто-то сидит и следит, чтобы умерший не сбежал. Каждый приходящий приносит с собой еду. Раньше носили огурцы, помидоры, муку, крупу и т.д., а теперь приносят деньги. Любой может прийти в дом и попрощаться с покойником, приходят обычно с цветами или венками.

В эти три дня нельзя петь песни и смотреть телевизор. Окна завешивают белыми простынями.Говорят: если нарушаешь эти запреты, то покойник наказывает: по дому ходит. Еще нельзя белить потолки. Зеркала тоже занавешивают, так как считается, что, если увидел покойника в зеркале, к тебе вскоре придет смерть. Не плачут, пока не похоронят.

 В день похорон гроб выносят на улицу, ногами вперед (считается, что человек должен сам выходить из дома, чтобы не вернуться, поэтому выносят вперед ногами, чтобы как будто сам выходит) и ставят во дворе, чтобы с покойником могли попрощаться родственники.

— Считается плохой приметой, если гроб, когда выносят, заденет косяк? 

Т: Потом прилетит сразу вечером гроб, и всё! (иронизирует над собирателем).

МТА: «Говорят, вот, скоро умрешь, и ногами вперед тебя вынесут».

Родственникам не разрешалось нести гроб и участвовать в похоронной процессии — они выбирали людей, которым доверяют, чтобы те несли гроб, а сами оставались убирать дом и готовить стол к поминкам.

МТ: Кисель обязательно жидкий; каша рисовая с изюмом — кутья; пироги рыбные из омуля. Компот. Блины. А дальше – по желанию, кто что готовит. Блины – обязательно, на кладбище ходят, блины с собой берут. 
У бурят совсем по-другому поминают. Суп варят. Водку не выпивают на поминках. Женщины не ходят на кладбище.

И: У нас обязательно водку. Три раза обходят. Первый раз – по рюмочке, второй раз…

ТА: Ой, сейчас-то, по-моему, десять раз уже обносят! Ну, раньше рюмка-то была сто грамм, вот такая она. А сейчас-то какая, пятьдесят грамм.
В четыре часа начинают, в полчетвертого. Потом 9 дней поминают, полгода. На поминки ставят сладости, фрукты.

МТА: «Молодой человек если умер – фрукты даже ложат, яблоки, апельсины». Салаты тоже делают, несколько видов, может быть и по пять-шесть. Холодец делают, голени обжаривают, кто-то сосиски отваривает – смотря по деньгам. Все едят то, что в быту, — то и на поминки.

Выносят покойника обязательно в обед, лучше всего в два часа дня.

ТА: Когда покойного уносят, вслед за ним сразу моют дом. Договариваются, кто это будет, кто останется. Женщина, допустим, в доме моет, а мужчина в ограде. Это всё выметает из ограды. 
И когда…. Гроб стоит на этих табуретах же. В углу переднем. Эти табуретки сразу переворачивают. На пол так… Это тоже…. Со старины тоже, не знаю, почему.  К чему это.

Покойного проносят по главной улице. Через деревню несут или на руках или отвозят на машине. Перед гробом выносят венки. Икон не носят. Если человек был крещеным, то ему в могилу кладут крестик. На голову надевают «Спаси и сохрани».

ЛН:  Вот у меня отчим он у меня …сибирский.. и он когда умер приехала сестра его хоронить и она прямо поет , я не знаю как это правильно , она рядом идет и давай давай голосит и чего-то там слеза течет песок осыпается — красиво! 

Личные вещи покойника в гроб обычно не кладут (если человек был военным могут положить в гроб его награды, но только на то время, пока покойник лежит в доме).

ЛН: Кладут же какие-то вещи для человека. Ну конечно, если он ходил всегда с тросточкой своей — ложат её, или если старички в вытаскивают зубы свои — тоже ложат. Есть любимые вещи, например: здесь вот есть семья , сын маленький был, отца хоронили и он говорит: можно я положу телефон? Ну мама говорит: ну положь. Правла она потом его убрала, чтоб он не видел. Ну это как игрушка, а бывают личные вещи ложат.

Иногда клали то, что может пригодиться покойнику в загробной жизни одна из информанток упоминала о сигаретах, которые она положила в гроб своего мужа. Украшения с покойника снимают. В золоте и серебре хоронить нельзя. Крестик можно рядом положить. В золотом кресте тоже нельзя хоронить. Рассказывают еще и такую историю: Внучка положила деду телефон, его похоронили и все, а он звонит оттуда: «Заберите меня!» — говорит. Он хочет оттуда выбраться, все ободрал, да успели его вытащить, а жена его, инфаркт у нее случился.

И: Глаза – копейки же ложили, пять копеек.

ТА: А, ну да. Пятаки. Медные пятаки.Наверное, просто страшно человека с открытыми глазами хоронить.

И: А сейчас их и не найдёшь, эти пятаки. У кого сохранились… Вот лежат, мы старые монеты собираем.

ТА: Я ж тебе давала.

И: Собираем старые монеты, их ребятишкам потом…

ТА: Деньги старые. Ну, не старые – мы… я когда работала, получала их. 

Гроб опускают в могилу на веревках или полотенцах, а тот, кто не брезгует, оставляет их себе в память о погибшем. Затем люди бросают в яму по горсти земли.

— А вот что делают с полотенцами, на которых гроб спускают?

С: Которы берут, ноги натирают. МТА: Говорят, что кости болят – натираются ими будто бы. Которы туда (в могилу) бросают.

На кладбище есть могилы, где лежат рядом родственники, но официально место не закрепляется за какой-либо семьёй или ( живым) человеком.

— А вот место кто как выбирает? 

ЛН.У родственников обычно, а так  выбирай место как хочешь, заходи на кладбище и выбирай. У меня вот братишку похоронили и я все думала, что буду лежать возле братишки, а я пришла смотрю на моё место бабушку хоронят , а я говорю я теперь что делать теперь буду, что моё место то уже заняли , и все, бабушка у нас рядом…

После похорон

Ходят на кладбище, обычно, раз в год, на родительскую субботу , чтоб привести могилку в порядок и принести умершему “подарки”.

ЛН: На родительский день, родительский день у нас после пасхи. С собой блинчики обязательно, кисель там завариваем , блины, просто сахаром посыпать и все. 
На могилке оставляют обязательно яйца, на родительский день обязательно яйца , ну как бы пасха же проходит и после пасхи носим яйца . Яйца блины конфетки, я почему-то обязательно ещё ношу сигареты, у меня братишка вот курил я ему сигареты ношу, если не забуду .. так я не курю и муж не курит , если там кто свои ходят с сигаретами — я попрошу — они положат , ну и там тарелочка — рюмочка… водку наливают .. я прямо бутылку беру .. пошла по родственникам — всем разлила…

Покойник мог кому-то сниться. Дученко Любовь Федоровна рассказывает, что перед поминками на 40 день, когда она спала одна, к ней пришел ее покойный муж, постоял, посмотрел, ничего не сказал и ушел. Любовь Федоровна считает, что если покойник снится — это не очень хорошо. …Если мать плохого ребенку не делает, значит, он не будет сниться. Если покойный приходил, то надо состряпать блины, заварить чай и на пороге выпить — помянуть.  Был старик один, я маленький был, умер, хоронить стали его, а он поднялся. Гроб бросили, убежали все, а он встал и был такой. , — рассказывает Леонид Шелковников.

ЛН: Если например во сне, вижу поконик просит и ты ему даёшь — это плохо. А когда он тебе дает что-то — это хорошо, это же бабушки говорят: если покойник дал — хорошо, если взял — значит кого-то может взять. Ну вот насколько это правда мы же тоже не знаем. Бывают случаи живой во сне приснится, думаешь — ах . Тебе-то снился? Я-то много их вижу, у кого есть же соседи, и друзья, и родственники — всяко их видишь. 

— А можно как-то увидеть где они там находятся? 

Ой, не дай Бог, не знаю, не дай Бог.
Я, братишка у меня рано умер и папа, братишку я боялась, до сих пор со светом сплю. Он умер у меня в 85 году, и вот он умер и у меня остался до сих пор страх. Я вот чем себя успокаиваю , вот мне сестра говорит: ну это же твой братишка родненький — это же хорошо будет. Вот после  вот этих слов мне стало легче. Я ложусь и думаю — ах я брата же увижу, я с ним поговорю. Вот только после этого я начала себя успокаивать, раньше даже дома не оставалась одна. 

 [ Архив школы 1561, экспедиции в Баргузинский р-н РБ 2019 записи А008, А010, Архив лицея 1553 им.В.И.Вернадского «Адамово 2015» ]

[иллюстрация: Марк Шагал «Покойник»]

Написать комментарий