Перед вами отрывок из интервью с жительницей д.Макаринино, республики Бурятия. Речь пойдет о почитаемых святых, церкви и её судьбе в советское время. Основная тема в интервью — такой феномен, как «грозные» или «сердитые» праздники. Такое понятие часто встречается в российских деревнях и подразумевает под собой ряд православных праздников, в которые совершается память о святых, которые в народном сознании являются строгими и могут прогневаться на человека. Это такие праздники, как Ильин день, которому мы посвятили последнюю публикацию, и Кирик и Улита. Обычно эти дни, связываются с наступлением дождей и гроз, так как празднуются в августе, после основных полевых работ. В деревне Макаринино святые Кирик и Иулитта почитаются особо. О местных традициях, связанных с этим праздником, вы прочтете далее.
-Только церковь вот у нас… взели1 и разрушùли её. И перенесли. Она стояла тоже в той стороне.
-Которой теперь нету, да?
-Которой теперь нету. А всё они хотели… Батюшка ходит сюда у нас. В общем, в Кирику Улиту. У нас Кирика Улиты икона здесь есть у одних людей. И вот все люди в деревне, все ходим молимся. Свечи поставим и молимся Богу. Кирике-Улите. Это очень серьёзный праздник, сердитый. И вот батюшка ездил суды 2 . Он однажды с нами разговаривал и спросил, как батюшка зовут, как то сё. Мы ему рассказали. Александр Кондаков он, но отчество я не помню. Не знаю, помню, зовут Александр. И всё, больше ничего не помню. И хотели поставить крест на этом месте, где церква стояла. Ну не знаю, будут они ставить, не будут они ставить… Всё хотела в Усть Баргузин съездить — там церквы, свечки взять.
-А что значит сердитый праздник?
-Ну… сурьёзный праздник. Сердитый. Он может с утра быть ясный и солнечный, и всё, и вдруг, ни с чего, возьмётся – какие-то тучи занесёт. Вот и работать опасаются. Однажды на покосе у нас – пошли с утра, день хороший был, всё. Нормальный. Потом с пàужина 3 примерно давай подниматься, подниматься , и всё, чё они сработали, какỳ гребь нагребли, какù кòпны — всё снесло. Всё унесло.
-Это потому что в праздник?
-В праздник. В праздник грех работать. Кирика Улиты, Петров День, Ильин День. Вот Ильин двадцать второго будет августа, а Кирика будет двадцать восьмого. Потом Пантелиймона девятого августа будет. Это всё сердитые годовые праздники, они все сердитые. Не работаем мы. Да хто и работат, а мы нет. Старики дак вовсе не работают. Вот я своей семье никогда не разрешаю, чтобы в праздник работали. Сын у меня – тоже никогда не разрешаю. Вот и даёт нам Господь удачи. На рыбалке бригадиром ходил двадцать лет в колхозе, на сетях. Вот ему всегда удача. Ему всегда Господь счастья дает, улова, рыбы.
-А какой самый главный праздник?
-У нас Петров. Петра и Павла у нас престол здесь. Давно был. Вот так и остался. У нас Петра и Павла – у кого иконы здесь есть. У нас иконы-то все пожгли. Из церкви. Эти иконы все пожгли. Выбросили и всё. А праздник так и остался. Ну для себя-то празднуём.
А церква была нарядная. Деревянная, не каменная никакая. Деревянная была, церква была нарядная у нас. Хорошие иконы, иконостасы хорошие были. Крылости 4 у нас
были. А в середку у нас была сама церковь. Ну и там батюшка был , а тут пели. Пели песни. «Христос Воскресе». В хоре девушки были. И по мужчине по-одному.Но голоса, конечно, подобраны были. Не такие, что просто как…. Потом начàли в сорок третьем году — её давай разрушать. Из Баргузинà был один представитель какой-то – Коротаев, я помню. И наши тут присоединились, он к себе присоединил, молодых ребят, они были с двадцать первого года, и они присоединились к имя 5 , к ему. Да один мужчина был –Иван Никитич. Он и так-то прибольнòй был , а потом его в лесу затрясло. Забило. На пне забил родимец его. Там паларизовало его, и так он умер. И вот этого Коротаева тоже паларизовало, за то, что всё это разрушили. И етих ребят троих убило в армии. Когда войной взяли их.
[ 2005 Баргузинский район республики Бурятия ]
[К.П.Р женщина 1921 г.р]