[Отрывки из интервью с Рогозиной Серафимой Иосифовной 1923г.р.]
А вот это имя, Серафима, почему вам дали?
С.И.:Маленькая была, тогда по святцам довали.
А скажите, всегда в вашей семье именины праздновали?
С.И.:Дак если было чем праздновать, тогда как не праздновали.
А День рождения?
С.И.:День Рожденья дак…Раньше-то я не знаю когды, тогды-то отмечали. Чем отмечать-то было. Семьи были до эти…День Ангела они вот фсё как рожденье, а дак нет. Ранше-то праздновали как, по святцам. А теперь-то кто когда ро́диця.
<…>
Нам говорили, что та-то сторона Успенская, а эта как называется?
С.И.:Та Никольской ранше называли.
А почему?
С.И.:А вот кто знат почему. Здесь церквы были тыгды эти, Никольска церков дак. <…>Год не бывала на службы. Все же снято совсем было. По войн реставрировать стали, и воро́тить, и ранше-то.
А вы не помните, когда это все снято было?
С.И.:Снято было…Вот теперь которы иконы там в церкви<…>там были иконы сняты, была кладовка, а после того как стали восстанавливать, иконы стали убраны куды-то дак. Наверно, всё теперь уж убрат. Тогды упаковывали-ту после войны, до войны упаковывали и увозили отсюда иконы-то.
<…>
А в Кузомень приезжали жить из Варзуги?
С.И.:Там Кузомень была, как хоть ни говори, а вот дись рыба-то была ранше в рики-то.<…> А тогда же в Ку́зомень там вот эти были кто принимал сёмгу…Дома были двухотажные ишо, которые принимали рыбу туда. Увозили в Орхангельск потом. Там же судёнышками называли, больши ли, малы́ ли, а судёнышкама называли, увозили рыбу в Орхангельск. <…>Иван Когочёв-то был роботником, так он вот там рыбу принимал в Ку́зомени. Отсюда был вот родственник.
Иван Кагачёв был по Рогозиным вам родственник?
С.И.:Не по Рогозиным. Тогда мать расписалась в двацатых-то годах, вот с этим, Когочёвым-то, дак оказалось, свою фамилию взила, дак Рогозиным-то он и оказался.
То есть Рогозины-то они Когачёвы! Это материнскую взяли, чтобы не трогали?
С.И.:Да.
Кто был раскулачен, Когачёв-то какой?
С.И.:Иван.
А что он, богатый был, купец?
С.И.:Какой купец! Вот рыбу-ту принимал у рыбаков-то. Возил в Орхангельск не на своём судне возил там, были в Кузомени судёнышки назывались-то. Возил в Орхангельск…как сказать-то по-нынешнему…Экспедитором как будто был. И сдавал там рыбу в Орхангельске.
А чего ж его раскулачили, если он не такой и богатый был?
С.И.:Только он заведующий был дак, был в Кузомени дом там.
А скажите, многих здесь в Варзуге раскулачили?
С.И.:А не знаю, по моим-то памятя́м дак был один етот…Капитона Чурилова…
<…>
Мы когда к вам шли, какой-то ручей протекает, что это такое?
С.И.:здесь недалёко-то? Кошка.
<…>
А вот это место не называется тоже Кошкой?
В.В.:А вообще-то называли. Берег-то называли, когда лодки причаливали, говорят “в Кошку”.
А если слева мы возьмем?
В.В.:Назарка.
Напротив?
В.В.:За рекой, через речку там такая логовина, там Назарка, Назаркой называлась.
<…>
А Назаркой называется весь тот берег?
С.И.:Нет, там есть ручей, он вытекает где-то из горы. Текёт он вниз-то.<…>
А дальше, после ручья, вот эта часть деревни никак не называется?
С.И.:Успеньё́
В.В.:Лодки причалят вот, говорят “под Успеньё”.
<…>
А дальше тот край идёт, куда причаливали?
В.В.:Как называли, где крёстные-то жили?
С.И.:(смеется)<…>Коргачёвка.<…>Под Коргачёвку, скажут, приставайт.
В.В.:Может, там когда-то и ручей был, может, всё там заросло, кто его знает.
<…>
А вы не помните названия этих тоней?
С.И.:Медвежья тоня́ да, У́сья, Катари́ньска, Бельково, Трухинска…
А почему так называется?
С.И.:А кто знат? Так вот оне были названы ранше, дак оно так и шло названье. Списки-то были у колхоза-то, а до того какая-нибудь где-нибудь в церьквях-то либо где-нибудь легитировалось.
А ваша семья на какую тоню выезжала?
В.В.:Нет, там на разных. В колхозе паспределяли вот…
С.И.:Колхоз дак назначат…А ранше покупали же то́ню.
А ваши Вопияшины покупали тоню?
С.И.:В ре́ки у нас у оцця было… не назвать теперь.
<…>
Но ведь до революции покупали ваша семья.
С.И.:У их там…Вот так несколько вот…как сказать…Я слухом тоже слышала…Оценивают эти все тони… цену каждой тоне какой вот был.
В.В.:Ну, как аукцион был в общем.
С.И.:Ети вот…сколько оценят, кто кому то вкладываецця, записывают, потом опять тянут жере́бий. Вот кто каку тоню вытянет, и не каждой, бумажечке напишут, кака цена какой тони́. Вот каку вытянут этот жеребий, тут покупат, за тот и платишь, и будешь ловить в осень.
А тони бывают разные, большие по размеру…
В.В.:Нет, это только место считается тоня́. Там стоит избушка там, баня, в которой вот живут, ну там для снастей…Само место, где ловят.
<…>
А вы не помните, если плохая тоня, плохо лов идёт, то что семья делала?
С.И.:Что делала? Дак вот оно зависело здесь у моря лов…От ветров. Если ветер какой падёт, размыват ход рыбы, дават ей ходу, вот она и попадёт. А если подут ветер с другой стороны, это место все забыват, и ты будешь песок ловити.
Ну а что делать, если песок один?
С.И.:Ну дак сиди да у моря и погоды жди. Может, он меняется, хоть осеня́ма, хоть лета́ма, всё равно, меняется, с разных сторон. Подут ветра, размо́ёт ход, к берегу. Она-на рыба шла на пресни́цю.
А что это?
С.И.:А ето если из реки летом попадат вода, вытекат из рек в морю.
А вы не помните, ветра какие-то свои названия имели у поморов?
В.В.:Ну как же…Южный назывался Обедник, Шелонник…юго-западный. Побережник…
С.И.:Сток.
В.В.:Это восточный.
А Побережник откуда?
В.В.:Северо-Западный, по берегу.
А вот какой ветер был для ловли самый лучший?
В.В.:Тони знаете как вот были? Вот там устье, Варзуга впадает, они по той сторони были. Вот например Варзуга впадает, а здесь море. Так вот тони находились по эту сторону, здесь Кузомень стоит село, они по эту сторону. И здесь Устье вот называлось там, ну, поселение такое; и по эту сторону были тони. Поэтому там какой ветер на какую тоню.
А Колониха, это что?
В.В.:Это на Варзуге, на реке. Там тоже ловили раньше. Черёмхово, Колониха, Яма, там везде ловили тоже, в реке-то, в реке..
Черёмхово, как деревня называется.
В.В.:Там много было избушек.
С.И.:До пяти, бывает, и до шести было. Там ходили со скотом. На осень только поселялись.
<…>
Это прямо на несколько месяцев, сентябрь-октябрь.
В.В.:Сентябрь, октябрь, ноябрь наверно прихватывался. Ну, как река встаёт, как погода там.
А они по зимняку возвращались?
С.И.:Зимой…<…>По реки обратно приезжают.
<…>
А молились как-то, чтоб рыба шла?
С.И.:Дак вот ранше служили молебен.
А в какой церкви?
С.И.:Как жо, поежали на́ тонь и служили молебен.
Прямо на тони?
В.В.:Нет, перед отъездом.
А где, в какой служили?
С.И.:Большинство-то было в Петропавловской церкви. <…>Я-то запомнила, вот котору реставрировать-то, тут вот снят все иконы, она служила до революцци. Там двацатка была, подписывали вот да наверно, платили деньги, содержать-то надо на что…она служила долго, пока война не пала Отечественна.
А двадцатка, это что?
С.И.:А дак вот так оне называли—двацатка, двацать чоловек подписывались оне, чтобы содержать всё-таки церков значит, если зимой служить, так значить дрова…
А откуда священник был? Приезжал или здешний был?
В.В.:Но тогда до революции вот это… Степана-то забрали…
С.И.:Просто так забрали, за слова только. Тоже говори, а знай, оглядывайся.
Это Степана-старосту церкви Успенской?
С.И.:Да. Все равно, служили так да. Его забрали ни за что. В тридцать шестом либо в тридцать четвёртом…
А вы его знали, Степана?
С.И.:Знали.
А он так и сгинул?
В.В.:Его сказали, что расстреляли где-то в Ленинграде.
С.И.:Сгинул. Пришли, забрали, а он староста ли кого ли, он эти книжки читал, да вот тоже говорили что за пропоганду вот.
Религиозную.
С.И.:Угу.
<…>
А в лес вы далеко ходили отсюда?
С.И.:В лес-то я далеко не ходила. Ведь вот как оказались колхозы, зароботала в колхозе с шеснацати годов, так больше спуска-то не было. Ты колхозник—да ты пойди роботай в общем. А по лесам ходить некогда. Если уж ходили ешо ребята в вереснеки́, скажем, ходили, а так…
А вересняки, это где?
С.И.:Вон у ту ре́ку-ту.
В.В.:Можжевельник где растёт у нас, вот здесь на болоте, где можжевельник растёт.
Там ещё какое-то озерцо на горе, вы не помните, как называется оно?
В.В.:Поповское, да? Попово озёрко. А есть ещё Парашкино озёрко под аэродромом.
А ещё какие озёрки здесь есть недалеко?
В.В.:Собачье озеро за 5 км где-то отсюда. Там не одно ещё, их три. Ручей Собачий вот вытекает с этих озёр. Мельничный ручей, Мельничное там за рекой озеро, озёр-то полно.
<…>
Косили вы на каких полянах, поляны в лесу у вас были, или только пожни?
С.И.:Так пожню у нас поляном-то называли.
Пожни, это для себя или для колхоза?
В.В.:Для колхоза.
С.И.:Ранше как было дак, делили по населению, вот сколько у тебя человек, тебе там что ли на сколько честей делиця он. Шли годама так те же куски дак от. Ро́диця ребёнок, если кто помер, дак от кому опять таку полосу и дают.
Но на мальчиков давали, или на девочек тоже?
С.И.Раньше говорили, на всех мальчиков давали. А мы-то запомнили, я тут родилась, дак потом вот давали на девочек.
<…>
В.В.:Соловецкий остров, как река идёт, он его почти полностью покрывает.
А где Соловецкий остров?
В.В.:А это км 4-5 по той стороне ниже по Варзуге.
А какие ещё острова там?
В.В.Ка́рзино есть, Крова́во там тоже, они как бы острова вдоль реки, Сиго́виц.
А почему называли Соловецким? Ведь Соловецкие острова там, монастырь там, почему у вас тоже Соловецкий?
В.В.:Это же есть вот Немецкая падь здесь, у нас тоже где-то есть название такое вот в лесу, Немецкая падь.
А почему, никто не знает.
В.В.А вообще говорят, что когда-то немцы, в общем ещё давно, старались пробраться и, видно, погибли, или что, не знаю…
С.И.:В болоте потонули.
А старожилы ничего не говорили, не сохранилось, почему Кроваво?
В.В.:Может, там кровохлёбки много росло? Растение такое. Бордовое, вот они цветут такими пупырышками, оно хорошо как кровоостанавливающее, может быть по берегу было много кровохлёбки.
С.И., может быть, вспомните, кресты стояли где-нибудь здесь рядышком, если название “Соловецкий”, может действительно монахи какие приезжали?
С.И.:Было, говорили раньше, крестов-то, кто старше ещё меня дак, по рики очень много; там крестов по всей рики стояли, и здесь-то тоже. На Соловецком , говорат, где-то крест был на горы, вот был крес где курья. Это вот чере Лебяжье едешь, и тут кто зимовье ездили, там были кресты.
А крест был поставлен почему, у дороги, на тони, где он поставлен-то был?
С.И.:А тут ездили туды зимники, может, для того ставили, чтоб не терялись. Либо вот всякой идёт человек, идёт так поклон отдаёт дак.
<…>
А на гору мы вчера взбирались над кладбищем, как нибудь называется горка?
С.И.:Кильдетей да Городише дак. Зимой вот ездили по городишу.
В.В.:Там Городище ещё может быть потому называли, что…Там же загон у оленей был.
С.И.:Раньше уж было Городишо оно тако названье…олени-то…Оленье Городишо, что огорода там была.
<…>
В.В.Федора, ну, она, может быть, любила выпить. И вот такая частушка была:
Уж ты мать ты моя Феодора,
Отдала ты меня за помора.
Чем помор тебе приглянулся?
На красной ладье прикатился.
И вот она отдала эту Алёну, Алёну же отдала замуж в Золотицы. И у неё у этого мужа, у этой Алёны, говорят, когда-то там была возлюбленная. Ну, этот муж долго не прожил, то ли год, то ли два; и она с маленькой Катериной вернулась назад, оттуда сюда. А потом снова вышла замуж. И вот от этой Катерины родилась вот эта бабушка Мокрида.
Это ваша бабушка?
В.В.Моя бабушка.
<…>
А вот эта частушка про Федору, на деревне как говорят, это что такое, частушка, стихи, что это?
С.И.:Катарина из-за моря, только ни сказала “продала”, а “пропила”.
В.В.Пропила ты меня за помора.
С.И.Мать ты моя Феодора,
Пропила ты меня за помора.
Чем помор-то ей приглянулся,
На красной ладье прикатился.
<…>
(о приданом)А ящик-то откуда несли? Из дома?
С.И.Да.
<…>
А кто ящик-то тащил, вы сами тащили?
С.И.:Раншу за приданом после свадьбы-то ходили, если много у невесты приданово дак. Собирали-то строго, за приданом ходили, кто позажиточней-то жили дак, приносили приданово. А у меня ничово не було, пустой ящик был.
Ящик-то откуда он, ято за ящик?
С.И.:Обыкновенный сундучок.
В.В.Вроде деревянный. С замком был, внутренний замок такой.
Скажите, раз он пустой, зачем его надо было нести-то?
В.В.(смеется):Добро, может, накопится!
[Архив экспедиции «Варзуга 2004» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, кассета №9]