Здесь собраны отрывки из рассказов сельских жителей республики Бурятия про то, какую они видали грозу. Здесь часто упоминается Ильин день — день почитания христианами пророка Илии, который в православной традиции празднуется 2 августа (20 июля по старому стилю). В Библии пророк Илия часто выступает как повелитель дождя и грома. В славянской традиции этот день считается пограничным между теплыми летними днями и началом дождей и холодов. В народном сознании с этим днем связывается легенда о том, что Илия после смерти ездит по небу на золотой колеснице. Так, в первые августовские грозы носители этой традиции говорят что это Илия едет по небу, гремит и пускает молнии, напоминая человеку о страшном суде.
Ну, это не у нас было, вот [там-то, неразборчиво]. На Ильин день. Юрта – в юртах везде [на покосе] жили. Дедушкина племянница там была. Сварили, видимо, там [бражку] – раньше же, в войну, бражка была. Тут давай марачàть [диалектное, о собирающемся дожде]. Гром гремит. Гроза. А один, который гармошку брал, говорит [нерзаборчиво, видимо, что-то издевательское в адрес грозы]. Начало греметь, греметь, и как шàрова молния дала им в юрту – и всё. Их там было девять человек, одиннадцать. И спаслась одна повариха – на коне ехала домой, везла молоко, там, чё. Она в рекỳ, дак он её на реке-то всё гонял, этот шар. Ну, жива осталась она, но инвалидка. А из тех одне головёшки получились.
На Прокопьев день убило. Литовки были, копны делали, жили там. Девочка прибежала,сказала, что они там пьют. Сгорело сено, гроза ударила наверное.
На покосе косили и все. Был Ильин день – 2 августа.И пошли покос. Была хорошая погода, решили, что ничего не будет. День хороший, что сидеть решили пойти косить сено. Накосили. А они там жили. Ночью пришла гроза, а они таике люди – илья пророк бочки катат. И он им закатил, и пять человек словно небыло.
На кирику и улиту косили на верхнем покосе. В юрте сидят та, а их было тринадцатьчеловек и один стал кирику и улиту критиковать, смеяться, обзывать. Юрта сгорела.один выскочил и в воду, руки обгорели, лицо обгорело.
Однажды на покосе у нас – пошли с утра, день хороший был, всё. Нормальный. Потом с пàужина примерно [с полдника] давай подниматься, подниматься [непогода], и всё, чё они сработали, какỳ гребь нагребли, какù кòпны — всё снесло. Всё унесло.
А мужики собрались, и сено пошли косить, и это, как копны ставить. И ветер откуда-то прилетел, и давай это всё поднимать. И всё, разметал, что до этого всё делали. Тоже вот как? Ну, всё равно Божия эта вот кара-то…
Сена копны сделали, погода ясная. Кирика и Улита, погода хорошая и пошли. Пришел вихрь, как дал и словно копн не было.
[ 2005 Баргузинский район республики Бурятия ]