— А что такое «отпуск»1?
Л.А.: А с ними на первый выгон пастухи ходили, вокруг стада обойдут что-то про себя говорят, «отпуск» читает.
Л.А. мужчина. д.Орлово, Лекшмозеро
Н.А.: (о пастухах) У одного отпуск — с женой не спать, у другого — вино не пить, у третьего — не драться, чтоб крови не было. Если поранит палец, свою кровь увидит, то все, медведь корову задерет, в общем в стаде потеря.
— А что делать если корова потеряется?
Н.А.: А что делать? Пастух за тоже отвечает. А приговор (на корову) у нас не узаконен, у каждого свои слова, у каждого свое, у каждого секрет. Вот такие есть называются «отпуска». Так вот они и пасут. Был в деревне бражник, они (бражник и пастух) поскандалили пастуху попало (у него кровь пошла) и корову медведь задрал».
Н.А. мужчина — д.Орлово, Лекшмозеро
П: Ну, раньше у каждого свой отпуск был.
— А что такое отпуск?
П: Вот, если коровы уйдут, то потом сами вечером придут. А, вот отпуск как: нельзя коров тому пастуху убивать, чтобы силу свою не потерять. Пастуху помогали-то.
— А теперь отпусков-то нет?
П: Да. Теперь частники. Может какая бабка и с отпуском ходит, а мы то нет. Сила-то может и есть, а отпусков нету.
П. — пастух д.Орлово, Лекшмозеро
Утром, очень рано, пастух дядя Паша, гонит стадо коров, никого не ждет; нужно догонять его стадо, если отстал. Когда первый раз выгоняют коров на какое-то место, пастух Павел Федорович обходил это место, (со стадом), с особой книжечкой — отпуском, в которой записаны слова для охраны стада. Однажды местные поехали на рыбалку, на озеро, и говорят дяде Паше, что у него там, между коров, ходит медведь. Дядя Паша ответил, что это не медведь, а просто пенек и не нужно ничего лишнего говорить. Оказывается, действительно, медведь там был, но у дяди Паши никогда из стада никого не пропадало. А у других неизвестно — уже позже там молодые пасли, с водкой и т.д. Сам этот пастух был человеком скрытным, точнее закрытым, и никому ничего не рассказывал. Поэтому про его слова, которые он говорил, никому ничего не известно. Книжечка у пастуха была тоненькая, маленькая, но откуда она тоже неизвестно. Дядя Паша, говорят, родом из этой деревни, но был неграмотным и слова все наизусть заучивал.
Во время первого выгона, женщина ни в коем случае не входит в загороженный круг, где находится скот. Если кто-то не успел или забыл впустить свою корову в загон, вводил ее туда именно мужчина (не женщина). Далее договаривались о плате пастуху. Она заключалась не в деньгах, а в обязанности кормить его каждый день. Еже осенью происходил конечный расчет продуктами. У дяди Паши было четверо детей, помогала ему жена, тетя Клара. Так же во время первого выгона устраивался праздник — на клеенке, прямо на земле собиралась праздничная еда. Потом уже выпускался из ограждения скот, который после зимы вел себя активно, бодался.
Коров выгоняли вербами; чтобы было красивее, веточки обвязывали лентами разных цветов.
А.Д. женщина. 1918 г.р. д.Орлово
— А чем вы коров погоняете, кнутом?
Н.А.: Нет, палочку возьмем, батожок. У нас говорят: «Летом — батожок, осенью — пастушок».
— А как это?
Н.А.: А летом коров оводы и комары держат, а осенью их нет и коровы бегут в лес грибы собирать.
Н.А. мужчина — д.Орлово, Лекшмозеро
[Архив экспедиции «Донской гимназии» «Лекшмозеро 1998»]
__________
- Пасти огромное стадо коров было непростым делом — нужно было следить, чтобы все коровы каждый вечер возвращались домой, чтобы медведь или росомаха не напали на скот, искать отбившихся от стада, иногда — по нескольку дней. Поэтому пастух пытался заручиться поддержкой более могущественных помощников. Это могли быть как небесные силы — святые, так и представители низшей демонологии — в первую очередь, хозяин леса. Пастух заключал с ними договор на весь период пастьбы. Этот договор назывался отпуском. Обряд отпускания скотины производили перед первым выгоном коров. Скот выгоняли на поле, пастух — один или с помощником — ходил между ними и читал «статью». Иногда, по рассказам, ходили с иконкой. — энциклопедия Колдозеро, «Пастуший отпуск» https://1553.ru/projects/kolodozero/page52.htm
1 комментарий к “Про пастухов”