Похоронный обряд с.Усть-Утка. Урал

Усть-Утка

Усть-Утка — село Пригородного района Свердловской области, расположено на реке Чусовой при впадении в нее реки Межевая Утка, в 65 км. от Нижнего Тагила. На другом берегу Межевой Утки находится деревня Баронское. Население обеих деревень — около 170 чел. (2010)

Похороны — важная часть жизни человека и жизни деревни вообще. В с.Усть-Утка считают, что человек может предчувствовать смерть. Знамение является во сне — это могут быть рана, сильный скрип или черная птица, стучащая в окно.

Подготовка покойника к похоронам. Тело

Первым делом после смерти считается обмывание покойника. По традиции, мужчины обмывают мужчин, женщины — женщин. Обмывание длится все три дня, что гроб находится дома. Для этого берется 40 тряпочек и посуда, с которую наливают воду. Тряпочки смачивают водой и «кладут (или рисуют) крестики» на теле покойного1. После обмывания оставляют мыло и полотенце для поминания. Оставшуюся воду выливают в место, где никто никогда не ходит, туда же закапывают тряпочки и посуду.

Одежду, в которой человек умер, сжигают. Если  усопший долго болел, то сжигают и постель. Остальные вещи усопшего раздают, это называется подаванием. Некоторые люди заранее составляют список вещей тех, кому их отдать.

Пока усопший лежал в доме, его клали в гробу на лавку лицом к иконам, головой на восток. В голову ставили тазик с водой — от трупного запаха. Иногда ставили медную проволочку между половиц, говорят, это тоже помогает от запаха.

Подготовка покойника к похоронам. Душа

Все три дня после смерти родственники молятся за душу усопшего. Для этого нанимают специального человека — молельщицу, реже — дьякона или священника. 

В экспедиции 2017 года в нам удалось поговорить с Балкиной Екатериной Николаевной, которою до сих пор приглашают как молельщицу.

Чтобы исполнять роль священника, нужно получить благословение — у Екатерины Николаевны оно есть. Для проведения обряда у нее хранится специальная тетрадка, в которой есть рукописные, но ориентированные на церковные тексты, точнее — на богослужебный требник.  Здесь собраны наиболее важные молитвы — помимо панихиды и канона по усопшим есть тропарь Святителю Николаю, который не входил в обязательную часть для моления об умершем. Также в данной тетради существуют пометы, указывающие на моменты кадения.

Могила

Могилу выкапывают заранее, но существуют сложности — в Баронском болото, поэтому могилы приходится поднимать при помощи покрышек и дров, а в Усть-Утке скалы — некоторые ямы выдалбливают целый день.

Хоронят на одном из двух кладбищ — на кладбище Усть-Утки или в Баронском, место захоронения зависит от того где лежит род покойного или от его завещания.

Могилу выкапывают заранее, но существуют сложности — в Баронском болото, поэтому могилы приходится поднимать при помощи покрышек и дров, а в Усть-Утке скалы — некоторые ямы выдалбливают целый день. Раньше копали местные мужики за небольшую плату, сейчас нанимают людей. 

Раньше, когда гробов не было, хоронили в долбленках. Если хоронили татар, то делали подкоп и заворачивали тело в ковер. Усопшего одевали в костюм, в гробу он лежал со связанными ногами и  перекрещенными руками (на кладбище веревочки развязывали).

 Иногда на могилах ставят памятник — это могут позволить обеспеченные люди, другие оставляют крест. Его ставят в ногах — так покойник может молиться. Вокруг могилы делают оградку, стол необязателен, как и скамейка — кто хочет, тот и ставит. Обычно хоронят весь род рядом. Самоубийц, некрещеных, кержаков, утопленников никак не отличают — хоронят так же, как и остальных. А вот детей раньше не хоронили на общем кладбище, но сейчас уже никто не помнит, где конкретно их захоранивали.

Похороны

На третий день покойника выносят из дома и несут хоронить. Существует две версии как правильно выносить покойника. В экспедиции 1974 жители Усть-Утки говорили, что нужно выносить вперед головой — иначе у родных жизнь не сложится. В 2017 году местные говорят, что нужно выносить вперед ногами . Важно, что гроб выносят обязательно чужие люди, а не родственники. Гроб спускают в заранее вырытую могилу на специальных веревках, которые позже закапывают вместе с гробом. Причитать и много петь на похоронах было не принято.

Поминки

Первый раз поминают дома. Зовут родственников, заказывают еду — так быстрее. Раньше были стряпухи, которые сами готовили ритуальную пищу, но сейчас это занимает много времени, что очень неудобно. Иногда поминают в столовой (например, заказывают для этого столовую в турбазе «Кедр» в Усть-Утке) так как не у многих есть большое количество посуды. На поминках в среднем присутствовало 40 человек, иногда число людей доходило до 60. Обычно на столе пироги рыбные и сладкие, кисель, окрошка, суп. Если поминки выпадают на пост, то подают 3 постных. Еду выносят в строгом порядке на общих блюдах.

После похорон подают на 9-й и 40-й дни, причем на 40-й забирают ложки, которыми ели на поминках. Ложки заранее закупают и раздавают в первый день поминок — строго 40 штук. Если приходит больше, то дают обычные столовые, но их не забирают. Помимо этого подают носки и шерстяные платки.

Поминками руководит специальный человек или стряпуха. Потом поминают на 9-й и 40-й дни, полгода, год и день ангела. На 9-й и 40-й дни зовут батюшку и знакомых бабушек и кормят их. На 20-й день готовят поминальную еду дома, разносят по деревне и просят помянуть. Такую еду называют милостиней.

Обязательно стол по 40, по 60 человек. Их накормят, напоят и дадут подавание. Там носки, платки носовые. И сейчас есть такое, но вот отходит от этого.

Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И.Вернадского, запись У11

Дальше нужно навещать могилу первые 40 дней, при этом оставлять конфеты ил печенье на памятнике, так как первые сорок дней душа живет на Земле и ее кормить надо. На Родительские и Пасху принято относить конфетки или печенья на могилу усопшего. Поминают также в следующие дни: Девятины (9-й день), Полусороковины (20-й день) , Сороковины, Полугодины, Годины, Ангельский день ( день рождения умершего), и день смерти.

  • Архив экспедиции «Урал 2017″лицея №1553 им. В.И. Вернадского записи У48, У52, У51, У33, Х04
  • в оформлении статьи использован фрагмент картины Ив.Генералич «Похороны Штефа Халачека»

__________

  1. Гаджиева Е.А., Будни и праздники деревни Усть-Утка — Нижний Тагил 1974

Написать комментарий