Оленеводство в с.Кузомень

Двинин Михаил Юрьевич — 1961 г.р.

Собиратель: «Часто в лес ездили?»

МЕ: » На оленях то? Ну они тоже работали. Сено возили для скота, дровишки для топлива. Потом их пускали гулять на волю. Но это я еще застал сам ребёнком на оленях катался «

Собиратель: «А почему вы считаете, что сейчас их не стало?»

МЕ: «Колхоз отказался зарплату пастухам платить. Почти постоянно не платили. Колхоз отказался и пости перестали. Стали отпускать на свободный выгул. И постепенно перешли на свободный выгул»

((К10 Двинин Михаил Юрьевич — 1961 г.р., Грызунов, Воронов, Федосеева, Цыганкова))

(Заборщикова) Галина Мануиловна, 1933 г.р.

Оленей было почти в каждом дворе. У нас, наверное, штук тридцать было, такое стадо. Но они дома не держали, а держали в лесу. Папа отвезет там, колышки ставит, и они там. А как надо, на одном олене едут туда, забирают оленей, сколько надо, и приезжают домой.((К31 Заборщикова Галина Мануиловна — 1933 г.р., Дурнева, Курьянова, 16.07.2014))

Собиратель: А вот про оленей расскажите. как различали своих, чужих оленей, много же их было.

Галина Мануиловна: О, олени, это ерунда. На уши, ухо было поколотое, порезано. У одного треугольничком. Знаки были на ухо. И здесь был вот, как вам сказать, деревянная такая знак был. Деревянная такая ебольшая досочка фанерная, и на ней написано:»Кузомень, там, Заборщиков Мануил Степанович». И все уже знали, и чужого оленя никогда не брали.

[Архив экспедиции «Кузомень 2014» лицея №1553 им. В.И. Вернадского К31]

Геннадий Власович — 1949 г.

«Это две разных популяции, домашний олень – это домашний олень, а дикий олень – это дикий олень. Иногда смешивались стада, но скорее происходило наоборот – домашний олень оставался в лесу. Принцип содержания же какой – зиму они их использовали , зимой ездили на них, то – сё, пятое – десятое. А летом в свободный выгул отправляли и они паслись самостоятельно ходили, их метили, у каждого была своя метка, ну, стадо было опытное, ходило где-то там, чего-то, осенью уходили на поимку этих оленей, пригоняли стадо вот сюда, в кораль. Кораль – это там на той стороне. Кораль – это место, куда загоняют оленей, закрывают, и они там. Она устроена была очень хитро, как невод – изгороди поставлены, узкое место, а дальше расширялось. Значит, оленей загоняли, оно заходило, стадо, и ему нрзб. перекрывали, и оно оставалось. Их считали, каждый хозяин считал своих оленей, приплод добирал, самку добивался. И вот там что происходило – положим, олень не вышел, не вышел, там остался, уже на следующий год поймать его было невозможно, он становился дикарем. Дикаря, когда дикарю сюда, он может вообще увести все стадо, поэтому их отстреливали. Часто прибивался олень, который год там провел, и пытался уводить, их тоже отстреливали, нрзб. отстреливали, хозяина привозили, мясо, все это было понятно, это было принято»

[Архив экспедиции «Кузомень 2014» лицея №1553 им. В.И. Вернадского К33]

1 комментарий

  1. Вдоль берега тянутся старинные поморские поселения с серыми приземистыми домиками, словно ниточка жемчужин. Кажется, что за столетия северные ветры выдули из этих домиков все краски и подарили стенам благородный серо-серебристый отлив. Между ними в траве и кустарниках разбросаны мелкие жемчужинки отжившие свой век карбасы большие деревянные промысловые лодки, которые по поморским обычаям нельзя уничтожать. Они верно служили рыбакам и теперь имеют полное право на покой. Жемчужную гамму дополняют серо-белые ягельные поляны, которые словно призывают замедлить шаг и погрузиться в невероятную мягкость. Такую картину можно увидеть на протяжении шестисот километров прибрежной полосы. Затерянный мир земли Тре, над которым носятся оголтелые чайки. Здесь всего тринадцать деревенек, которые удалены друг от друга на десятки километров. Своеобразная северная сокровищница, где у каждой жемчужины есть имя и интересная история: Умба Кузрека Оленица Кашкаранцы Варзуга Кузомень Чаваньга Тетрино Стрельна Чапома Палица Сосновка Поной .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *